Земельный налог с 1 января 2024 года для физических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельный налог с 1 января 2024 года для физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.

Кaк paccчитaть нaлoг нa зeмлю: нaлoгoвaя бaзa

Нoвый yчacтoк — этo зeмeльный yчacтoк, кoтopый был oбpaзoвaн в тeчeниe нaлoгoвoгo пepиoдa. Нaлoгoвoй бaзoй для тaкиx 3У cлyжит кaдacтpoвaя cтoимocть, oпpeдeлeннaя нa мoмeнт peгиcтpaции в EГPН.

Для yчacткoв, нaxoдящиxcя нa тeppитopии paзличныx MO, нaлoг paccчитывaeтcя пo кaждoй дoлe oтдeльнo. Чтoбы oпpeдeлить нaлoгoвyю бaзy дoли, пoнaдoбитcя yмнoжить кaдacтpoвyю cтoимocть вceгo зeмeльнoгo yчacткa нa oтнoшeниe плoщaди oтдeльнoй дoли к oбщeй плoщaди 3У.

Ecли y зeмли ecть нecкoлькo coбcтвeнникoв или yчacтoк paздeлeн нa нecкoлькo дoлeй c paзличнoй нaлoгoвoй cтaвкoй пo ним, НC для кaждoй дoли oпpeдeляeтcя oтдeльнo.

Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг в 2023 гoдy

Pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa пpoиcxoдит иcxoдя из кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa. Этa cтoимocть ycтaнaвливaeтcя в нaчaлe нaлoгoвoгo пepиoдa — 1 янвapя. КC и cтaвкy oпpeдeляют гocyдapcтвeнныe или мyниципaльныe opгaны.

Cyщecтвyeт cпeциaльнaя фopмyлa pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa:

= KC x Нcт, гдe:

  • — cyммa нaлoгooблoжeния;
  • КC — кaдacтpoвaя cтoимocть 3У;
  • Нcт — нaлoгoвaя cтaвкa нa кoнкpeтнoй тeppитopии в oтнoшeнии кoнкpeтнoй кaтeгopии зeмeльнoгo yчacткa.

Чтoбы oпpeдeлить вeличинy зeмeльнoгo нaлoгa в 2023 гoдy, пoтpeбyeтcя yзнaть КC зeмeльнoгo yчacткa нa 01.01. 2023 гoдa. Этy цифpy (КC) пoнaдoбитcя yмнoжить нa нaлoгoвyю cтaвкy. Oбpaтитe внимaниe, чтo измeнeниe cтaвки вoзмoжнo пpи пepeвoдe зeмли в дpyгyю кaтeгopию пo peшeнию влacтeй.

Кaк yзнaть кaдacтpoвyю cтoимocть зeмeльнoгo yчacткa?

Для pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa пo кaдacтpoвoй cтoимocти cyщecтвyeт oтдeльный кaлькyлятop. Oн пpeдcтaвляeт coбoй кapтy, нa кoтopoй нeoбxoдимo нaйти cвoй 3У (пo aдpecy) и нaжaть нa нeгo. Пpoгpaммa пoкaжeт и cтoимocть yчacткa, и нaлoгoвyю cтaвкy пo eгo кaтeгopии.

Кpoмe oнлaйн-pacчeтoв, ecть и дpyгиe cпocoбы yзнaть КC:

  • Чepeз выпиcкy, зaкaзaв cooтвeтcтвyющий дoкyмeнт в EГPН;
  • Чepeз кaдacтpoвый пacпopт. Taкoй дoкyмeнт мoжeт быть «нa pyкax» y зeмлeвлaдeльцa, oднaкo, нe cтoит зaбывaть, чтo cвeдeния быcтpo ycтapeвaют, a знaчит, и КC yкaзaннaя в нeм, мoжeт быть нeaктyaльнoй.

Новая схема рассмотрения документов по имущественным налогам

С января 2024 года начнут действовать новые рекомендации по рассмотрению ИФНС документов в части налогообложения недвижимого имущества, транспорта и земельных участков организаций.

По новым правилам, указанным в письме ФНС от 29.08.2023 № БС-4-21/11027@, все документы по имущественным налогам компания сможет подавать в любую ИФНС. К исключениям относится уведомление о порядке сдачи декларации по налогу на имущество.

Если налогоплательщик направит документ в ИФНС, которая не имеет полномочий для рассмотрения вопроса, его переадресуют в нужную налоговую инспекцию.

Для каждого из документов определены особенности их рассмотрения. Например:

  • Если ИФНС рассмотрела заявление о предоставлении налоговой льготы и согласна с ним, она пересчитает налог, а компания получит соответствующее уведомление. При отрицательном решении налоговая инспекция оповестит компанию, направив сообщение.
  • Когда ИФНС рассмотрит пояснение к сообщению об исчисленных налогах, компания получит уведомление с информацией о том, что обоснования приняли или отклонили.

Определение налоговой ставки

Определение налоговой ставки для земельного налога является одним из основных моментов налогового регулирования. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, налоговая ставка устанавливается в процентах к кадастровой стоимости земельных участков.

Читайте также:  Табель в ЗУП 3.1

На основе налоговой ставки производится расчет суммы земельного налога, которую должен уплатить плательщик. Налоговая ставка может быть разной для разных категорий земельных участков, в зависимости от их назначения и использования.

Определение налоговой ставки осуществляется в соответствии с законодательством и может быть изменено в ходе бюджетного процесса. Новые ставки могут быть установлены в результате принятия федеральных законов или решений органов местного самоуправления.

Установление налоговой ставки для земельного налога требует учета ряда факторов, таких как:

  • категория земельного участка;
  • назначение земли;
  • площадь земельного участка;
  • местоположение земли;
  • кадастровая стоимость земельного участка.

Основные параметры, учитываемые при определении налоговой ставки, указаны в Земельном кодексе Российской Федерации и других нормативных актах. Применяемые налоговые ставки могут различаться в зависимости от субъекта Российской Федерации и уровня налогообложения.

Плательщик земельного налога должен узнать налоговую ставку для своего участка и учитывать ее при расчете суммы налога. Для этого необходимо обратиться к главе управляющей организации или в налоговую инспекцию.

Объекты для налогообложения земельным налогом включают в себя земельные участки, используемые для сельскохозяйственного производства, строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства и других целей.

Обязательная электронная отчетность

В рамках измененного Закона № 389-ФЗ о земельном налоге с 2024 года вводится обязательная электронная отчетность для федеральных налогоплательщиков. Это означает, что они должны будут предоставлять отчеты о своей земельной деятельности в электронной форме.

Такое нововведение связано с целью упрощения и автоматизации процесса сбора и анализа информации о земельных участках, а также снижения административной нагрузки на налогоплательщиков.

Обязательная электронная отчетность будет включать в себя следующие данные:

  • Кадастровая стоимость земельных участков;
  • Количество земельных участков, включая исключенные и добавленные;
  • Изменения в правовых и фактических характеристиках участков;
  • Информацию о льготах и иных основаниях, влияющих на налог;
  • Данные об использовании земельных участков, включая информацию о наличии и амортизации объектов недвижимости на участках;
  • Информацию о налогоплательщиках и их правах на землю.

В случае отсутствия изменений исключенные участки не указываются, а количество земельных участков может быть равно одному.

Периодичность предоставления отчетности будет определяться законодательством, но не может быть более одного раза в год.

В случае налоговых споров или судебных разбирательств, электронная отчетность, представленная налогоплательщиком, может служить законным основанием для защиты его прав и интересов.

Снижение ставок налога для малого бизнеса

В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 389-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации, с 2024 года предусмотрено снижение ставок земельного налога для малого бизнеса. Это новое законодательство вносит ряд изменений и новшеств в налогообложение земельных участков.

Согласно новым правилам, для малого бизнеса устанавливаются сниженные ставки налога на землю. Размеры этих ставок определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не могут превышать установленные законодательством максимальные значения.

Малым бизнесом считается организация или индивидуальный предприниматель, налогоплательщиком по земельному налогу которого является объект недвижимости, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

Для определения ставки налога для малого бизнеса учитывается календарная стоимость земельного участка, установленная в соответствии с законодательством о кадастровой оценке. При этом, если установленная кадастровая стоимость превышает стоимость земельного участка, определенную в соответствии с законодательством о кадастровой оценке, то налог на землю для малого бизнеса устанавливается на основании стоимости земельного участка, определенной в соответствии с законодательством о кадастровой оценке.

Для малого бизнеса также предусмотрено снижение налоговой базы на основании наличия земельных участков, используемых физическими лицами, иных объектов недвижимости или прав на них, если такие объекты используются субъектами малого предпринимательства для осуществления предпринимательской деятельности.

В случае если ставка налога на землю для малого бизнеса была установлена в судебном порядке на основании заниженной стоимости земельного участка, определенной в соответствии с законодательством о кадастровой оценке, она сохраняется до истечения срока, на который была установлена судом, но не более 5 лет с момента вступления в силу решения суда.

Таким образом, с 2024 года малый бизнес сможет платить земельный налог по сниженным ставкам, установленным в соответствии с новым законодательством. Это позволит снизить налоговую нагрузку на предпринимателей и стимулировать развитие малого бизнеса в России.

В 2023 году в России проведут государственную кадастровую оценку сооружений, объектов незавершенного строительства, зданий и помещений. С этого момента переоценка будет проводиться во всех регионах раз в четыре года, а в городах федерального значения — раз в два года. Данные изменения направлены на то, чтобы сделать практику переоценки единой для всей России, а сведения о кадастровой стоимости актуальными среди всех регионов страны.

Читайте также:  Раздел имущества при разводе: от брачного договора до медиации и суда

Переоценка кадастровой стоимости объектов недвижимости ведет к изменению суммы налога в будущем, поскольку кадастровая стоимость является основой для его расчета, пояснил Вячеслав Климов. «Но результаты этой переоценки россияне увидят в 2024 году, когда будут платить налог на имущество за 2023 год», — отметил он.

Информацию о том, как изменится кадастровая стоимость, можно узнать из выписки из ЕГРН или справки о кадастровой стоимости, которые можно получить в МФЦ или заказать в территориальных управлениях Росреестра.

Сроки для внесения платежа

Рассчитанную сумму по налогу юридическим лицам необходимо перечислить вместе с ЕНП. Срок уплаты: 28 февраля. Платеж производится в году, идущем за прошедшим налоговым периодом. Иногда последние сроки для расчета по налогу или земельному авансу выпадают на выходные или праздничные дни. В таких ситуациях платеж требуется выполнить на следующий день, ставший рабочим (п. 7 ст. 6.1 НК). Декларация по такому типу налога юрлицу подавать не нужно.

Сроки внесения авансов в 2024 году с учетом установленных выходных:

  • 04 (перенос с 28.04) – за I квартал;
  • 07 (перенос с 28.07) – за II квартал;
  • 10 (без переносов) – за III квартал.

Общий налог по имеющимся земельным участкам юридические лица должны заплатить строго до 28.02.2024. Следующий годовой платеж должен будет поступить до 28.02.2025 (п. 1 ст. 397 НК).

Влияние налога на землю на бюджетные доходы

Налог на землю играет значительную роль в формировании бюджетных доходов, обеспечивая государство средствами для реализации различных социальных и экономических программ.

Установление налога на землю является одним из способов государства получить средства на обеспечение своих функций. Предполагается, что данный налог должен быть платежеспособным для населения и предприятий, чтобы не ставить их в сложное экономическое положение.

Изменения в налоге на землю за 2024 год могут существенно повлиять на бюджетные доходы государства. Увеличение ставок или изменение налоговой базы могут привести к увеличению суммы, которую должны будут уплатить налогоплательщики в государственный бюджет.

Бюджетные доходы, полученные от налога на землю, могут быть направлены на развитие инфраструктуры, финансирование социальных программ, образование, здравоохранение и других сфер, способствующих повышению качества жизни в стране.

Важно отметить, что правильное управление налоговыми доходами позволяет оптимизировать расходование средств, снижая риск их неэффективного использования и повышая общую эффективность государственных программ и проектов.

Что делать, если ФНС прислали неверно рассчитанный земельный налог за 2 квартал 2023

Может быть три варианта развития событий по результатам сверки:

  • суммы, указанные в уведомлении совпадают с размером уплаченного земельного налога. В этом случае ничего делать не нужно;
  • сумма в уведомлении меньше, чем уплаченный налог. Тогда переплату можно вернуть или зачесть в счёт будущих платежей;
  • сумма в уведомлении больше уплаченного налога. Если вы согласны с расчётом ИФНС, нужно доплатить сумму налога и пени. Если не согласны, нужно в течение 10 дней направить в инспекцию возражения и представить пояснения с документами подтверждения. ИФНС рассматривает возражения в течение месяца, и по итогам может пересчитать налог или оставить решение без изменений.

Платёжные реквизиты для земельного налога

Коды бюджетной классификации для уплаты земельного налога и пени для юридических лиц различаются, в зависимости от расположения объектов налогообложения в границах:

  • городов федерального значения;
  • городских округов;
  • городских округов с внутригородским делением;
  • межселенных территорий;
  • сельских поселений;
  • городских поселений;
  • внутригородских районов.

Начисление земельного налога в СНТ: проводки

При этом СНТ как юридическое лицо оплачивает налог за участки, приобретенные за счет средств специального фонда СНТ, либо за участки, предоставленные (приобретенные) им в собственность.

Вставить слева инжект на статью «Бухгалтерский учет в СНТ»

Для отражения проводок по земельному налогу СНТ использует счет 68.06 «Земельный налог».

По общему правилу аналитический учет по субсчету 68.06 осуществляется в разрезе земельных участков и целей их использования.

Преимущественно используются проводки:

Дт 26 Кт 68.06 — общехозяйственные расходы земельного налога

Уплата отражается через счет ЕНС 68.90: Дт 68.90 Кт 51 – списание с расчетного счета.

Налоговая база и ставки

Налогообложение земельных участков осуществляется на основе налоговой базы. Согласно положениям ч. 1 ст. 390 НК РФ налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость участка. Особенности определения налоговой базы регламентируются ст. 391 НК РФ, выдержки из которой приводим здесь:

  • кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января налогового периода;
  • если участок был образован в течение налогового периода, налоговая база определяется, как его кадастровая стоимость на день внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН);
  • если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, то налоговая база определяется, как сумма долей кадастровой стоимости по каждому муниципальному образованию;
  • при изменении кадастровой стоимости она учитывается при определении налоговой базы, начиная с даты внесения изменений в ЕГРН.
Читайте также:  Алименты с наследства имущества: правила удержания в 2023 году

Ч. 5 ст. 391 НК РФ определяет льготы по уменьшению налоговой базы для ряда категорий налогоплательщиках-физлиц, о которых расскажем в последнем разделе.

Ставки, применяемые для начисления земельного налога, устанавливаются нормативными актами представительных органов муниципальных образований, законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (ст. 394 НК РФ). При этом данная статья устанавливает ограничения по их максимальным значениям:

  • 0,3% для участков земель сельхозназначения, занятых объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретённых (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • 1,5% для иных земельных участков.

Ставки земельного налога

Ставки земельного налога различаются в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также от места нахождения объекта налогообложения.

Значение ставки земельного налога может быть от 0,3 (в частности, по землям сельскохозяйственного назначения) до 1,5 (по прочим землям) процента (п. 1 ст. 394 НК РФ).

Налоговая ставка 0,3% применяется в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом (ЖФ) и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (ЖКК), за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к ЖФ и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКК, или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Для применения пониженной ставки земельного налога в отношении земель сельскохозяйственного назначения необходимо, чтобы земельный участок:

  • относился к землям сельскохозяйственного назначения в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах;
  • использовался для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению.

В противном случае ставка устанавливается в пределах до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка (письмо Минфина России от 26 мая 2016 г. № 03-05-04-02/30117).

Повышающие коэффициенты для земельных участков под жилищное строительство

В отношении земельных участков, приобретенных для жилищного строительства, исчисление суммы налога (авансовых платежей) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока, который начинает течь с даты госрегистрации права на участок.

Исчисление суммы налога (авансовых платежей) по участкам под жилищное строительство производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Этот срок начинает течь с даты госрегистрации права на участок и вплоть до регистрации прав на построенный объект.

Федеральным законом от 31 июля 2023 г. изменен порядок применения повышающих коэффициентов по участкам, приобретенным для жилищного строительства.

Изменения, действующие с 1 января 2024 года, таковы:

  1. Если налогоплательщик заключил договор о комплексном развитии застроенной территории, то повышающие коэффициенты 2 и 4 необходимо использовать при исчислении земельного налога с даты выдачи разрешения на строительство жилого дома (многоквартирного дома). Договор заключается с победителем или участником торгов, а также с правообладателем участка либо объекта недвижимости в соответствии со статьей 68 ГрК РФ;
  2. В иных случаях, если разрешенное использование земельных участков, предусматривающее жилищное строительство, установлено после госрегистрации прав на эти участки, то повышающие коэффициенты применяются с 1 числа месяца, следующего за месяцем внесения в ЕГРН сведений о таком виде разрешенного использования.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...