Лицензии на обращение с медицинскими отходами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензии на обращение с медицинскими отходами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Схема обращения с медицинскими отходами в ветклиниках прописана в СанПиН 2.1.7.2790-10. Действие этих санитарных норм распространяется на все организации, ведущие медицинскую деятельность, в том числе ветеринарные медучреждения.

Требования к соискателям

В соответствии с установленным порядком выдача лицензий на захоронение опасных отходов осуществляется Росприроднадзором. Ведомство оформляет разрешительные документы для соискателей, которые удовлетворяют следующим обязательным требованиям:

  • имеют право пользования помещением, которое подходит для выполнения соответствующих работ. Соискатель вправе использовать такое помещение на основании права собственности или договора аренды;
  • имеют право пользования специальным транспортом, который обеспечивает безопасность перевозки особых типов отходов;
  • соблюдает требования законодательства в области обеспечения сохранности окружающей среды;
  • имеет в штате квалифицированных сотрудников, которые прошли спецподготовку в сфере обращения с медицинскими отходами;
  • провел процедуру государственной регистрации объектов, которые будут использоваться для осуществления основной лицензируемой деятельности.

Классификация отходов для лицензирования

В нынешнем документе биоотходы впервые разделены на две категории — особо опасные и умеренно опасные.

Для противодействия таким требованиям возможно, что некоторые лицензирующие органы будут требовать от заявителей предоставления дополнительных (совсем не нужных заявителям) зданий, сооружений, помещений и получения для них СЭЗ. Такая необходимость вытекает из требований законодательства (ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Примечание: Не все заводы имеют фильтры, что приводит к выбросам шлака с твердыми частицами во время процесса.

Настоящие правила разграничивают компетенцию между центральным аппаратом Росприроднадзора и его территориальными органами. Поэтому перед подачей пакета документов для получения лицензии необходимо правильно выбрать государственный орган, оказывающий услуги по государственному лицензированию.

Я собираюсь открыть точку по кремации домашних животных.Я обращался в различные конторы, никто не может ответить, нужна ли нам лицензия или нет, и если да, то кто ее выдает, а может их несколько? Ни экологи, ни ветеринары не имеют опыта в этом вопросе.

Метод пиролиза пока не получил широкого распространения среди предприятий страны из-за сложного многоступенчатого процесса переработки отходов (подготовка — сортировка и дробление, переработка, охлаждение и очистка пирогаза, сжигание пиролиза). Если в установку попадают крупные части отходов, она может выйти из строя.

Однако важным недостатком этого метода является образование выбросов и газов в процессе сжигания и последующее вредное воздействие на окружающую среду, население и особенно работников, участвующих в процессе.

Складские помещения. Другими словами, временное хранение сырья (не более шести месяцев) может осуществляться без соответствующих разрешений.

Правовой аспект в обезвреживании отходов

В федеральном законе “Об отходах производства и потребления” указано, что деятельность по обезвреживанию отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию. Те лицензии, которые были выданы раньше 1 июля 2015 года, действуют вплоть до 1 января 2019 года.

Читайте также:  Как прописать человека в приватизированную квартиру?

Причем деятельность по обезвреживанию I-IV класса опасности отходов не должна осуществляться на одном объекте несколькими организациями (ФЗ №89, ст. 9).

У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются обезвреживанием отходов, должны находиться в собственности, аренде или в лизинге здания/ строения/сооружения и оборудование для обезвреживания отходов. Работники организации, непосредственно обезвреживающие отходы, обязаны быть официально обучены обращению с опасными отходами.

Наиболее распространенные отходы, которые компании стремятся обезвредить это:

  • нефтебуровые шламы (грязь);
  • медицинские отходы;
  • твердо-коммунальные отходы;
  • дробленый асфальт/железобетон;
  • окалины;
  • пропанты;
  • резиносодержащие, полимеросодержащие отходы.

Плюсы сотрудничества с нами

Центр регистрации медицинских изделий специализируется на сопровождении регистрационных процедур в сфере медицинской деятельности. Наши сотрудники профессионально разбираются в требованиях законодательства в этой области и имеют большой опыт взаимодействия с Росприроднадзором. Мы возьмем на себя все сложные аспекты этой процедуры, включая:

  • анализ производства на соответствие установленным требованиям;
  • сбор и оформление необходимых документов;
  • подачу заявки в контролирующее ведомство;
  • контроль соблюдения правил обработки заявления, включая сроки лицензирования отходов, установленные законодательством;
  • проверку правильности оформления документов и внесения сведений о лицензии в Единый реестр.

Лицензирование деятельности в области обращения с отходами: новые положения

Порядок обращения с различными видами медотходов регулируется двумя основными документами:

  • СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»;
  • СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».

В соответствии с этими документами все медицинские отходы, в зависимости от уровня их опасности и негативного влияния на окружающую среду, делятся на пять классов:

  1. Класс А: безопасные отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов и инфекционными больными (упаковка, мебель, инвентарь, пищевые отходы);
  2. Класс Б: опасные для здоровья (предметы, загрязненные биологическими жидкостями, патологоанатомические отходы, органы, ткани и др.);
  3. Класс В: крайне опасные отходы (материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, а также живые вакцины);
  4. Класс Г: отходы 1–4 классов опасности, несущие токсикологическую угрозу;
  5. Класс Д: мусор, содержащий радиоактивные компоненты.

Значение правил утилизации биоотходов

Рассматриваемый нормативный акт разграничивает зону ответственности ветеринарной службы, фермеров, предпринимателей, лабораторий, других собственников животных. Правила по утилизации биологических отходов значимы, поскольку:

  1. Обозначают алгоритм действий по сбору, хранению, уничтожению отбросов в разных случаях во избежание распространения заболеваний.
  2. Определяют этапы перевозки скота, туш, лабораторных животных, а также особенности перегона кочевых стад.
  3. Предусмотрены действия по уничтожению, переработке, захоронению материалов в разных условиях.
  4. Определён перечень методов уничтожения болезнетворных микроорганизмов и спор сибирской язвы.
  5. Выполнение правил обеспечивает охрану окружающей среды, профилактику инфицирования людей и животных тяжёлыми инфекциями.

Виды биологических отходов

К отходам биологического происхождения относят остатки или целые части животных организмов, образующиеся одним из способов:

  • естественным;
  • лабораторным;
  • ветеринарным;
  • промышленным.

В результате образуются следующие отходы:

  • мертвые плоды или результаты абортов;
  • животные после забоя (в промышленных условиях или при отлове зараженных особей);
  • падшие в результате естественных причин туши;
  • остатки производства (разрезки туш);
  • пищевые отходы животного происхождения, обнаруженные при проведении санитарно-эпидемиологических мероприятий;
  • человеческие остатки (после инфекционных заболеваний, ампутации или других операций).

Остатки биологического происхождения указаны в ФККО в 7 части – «Отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов».

Применяется также классификация биологических отходов по двум признакам:

  • по классу опасности;
  • по виду опасности.

Почему необходима утилизация?

Данный класс отходов представляет собой большую опасность для окружающей среды и здоровья людей.

Несоблюдение правил утилизации плачевно сказывается на экологической обстановке:

  • при разложении трупов образуется биогаз и жидкости, несущие опасность всему живому;
  • несанкционированные свалки биоотходов привлекают падальщиков, которые разносят бешенство и другие опасные заболевания;
  • государство теряет потенциальную прибыль, которую можно было бы получить от переработки таких отходов на корм сельскохозяйственным животным и обитателям вивариев;
  • неправильная утилизация инфицированных трупов влечёт за собой последствия в виде эпидемий среди людей и животных.

Проблема утилизации биологических отходов встала очень остро. Это произошло не только потому, что свод законов об обращении с биоотходами устарел, а еще и потому, что, к сожалению, в нашей стране недостаточно хорошо следят за тем, кто и как их утилизирует.

Вследствие этого имеем неутешительный результат:

  • трупы животных сбрасываются на несанкционированных свалках или закапываются в землю, что категорически запрещено;
  • предприятия по переработке биоотходов, основанные ещё во времена СССР, вышли из строя или оснащены оборудованием, которое в современности уже не используется;
  • высокотехнологичные предприятия существуют в малом количестве и просто не справляются с потоком биологического мусора.
Читайте также:  Все о госпрограмме на покупку автомобиля в 2024 году

Нормативы и инструкция вывоза по ветсанправилам

Внимательно изучая указы, во II разделе проекта ветеринарно-санитарных правил насчёт хранения опасного мусора прописана подробная инструкция по утилизации биологических отходов, которая включает следующие советы:

  • использовать контейнеры герметичного типа или специальную упаковку, которая не позволяет отходам контактировать с окружающей средой при перевозке;
  • баки, применяемые в время утилизации, обязательно должны быть детально промаркированы с точным указанием характеристик содержимого и легко поддаваться дезинфекции;
  • как альтернатива биомусор должен оставаться определённый период (не дольше 1688 часов) в специальных холодильных камерах с температурой от 0°C и ниже.

Документы для получения лицензии на отходы

Документ 1. Перечень контейнеров предназначенных для сбора отходов, документы, подтверждающие право владения ими.

Документ 2. Перечень транспортных средств участвующих в транспортировке отходов. ПТС, талон технический осмотр.

Документ 3. Договор на ТО (сертификат на оказание данного вида услуг), мойку и дезинфекцию автотранспорта.

Документ 4. Перечень водителей, допущенных к обращению с опасными отходами, свидетельства профессиональной подготовке, приказ о приеме на работу на должность.

Документ 5. Документы, подтверждающие прохождение медицинского осмотра.

Документ 6. Протоколы замеров по следующим параметрам на каждую единицу автотранспорта.

  • Определение параметров микроклимата на рабочих местах;
  • Измерение уровней максимального и эквивалентного шума на рабочих местах;
  • Измерения параметров световой среды;
  • Измерения параметров воздуха рабочей зоны

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 26 октября 2020 г. N 626 “Об утверждении Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов”

В соответствии со статьей 2.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 «О ветеринарии» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст. 857; Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4369) и подпунктом 5.2.9 пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2983), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Министр Д.Н. Патрушев

В отличие от предыдущих СанПиНов 2.1.7.728-99, в действующих сейчас правилах и нормах от 2010 года не предусмотрена сертификация пакетов для сбора медицинских отходов. В них только указано, что для отходов класса Б они должны быть желтыми, класса В – красными и что «одноразовые пакеты, используемые для сбора отходов классов Б и В, должны обеспечивать возможность безопасного сбора в них не более 10 кг отходов». Это позволяет производителям уменьшать плотность пакетов, чтобы снизить их стоимость и увеличить вероятность победы в аукционах по госзакупкам. Поэтому для медицинских отходов закупаются недостаточно прочные пакеты, которые могут порваться при заполнении и транспортировке.

Читайте также:  Взыскание задолженности за жилое помещение и коммунальные услуги в суде

Более того, по словам, Дмитрия Перминова, многие медицинские организации за пределами Москвы закупают пакеты и контейнеры в недостаточном количестве. Лишь для того, чтобы в случае проверки можно было показать, что соответствующая СанПиНу тара у больницы есть. «Недавно в одной области, граничащей с Московской, в огромном медицинском учреждении мы столкнулись с тем, что главная медсестра не знала, что медицинские отходы надо разделять по категориям», – сетует он.

Главные предложения по оптимизации работы с медицинскими отходами, которые исходят от утилизаторов, — введение лицензирования по их обеззараживанию и объединение классов Б и В в один, чтобы не усложнять работу с ними как медиков, так и самих компаний. «Медицинские отходы являются причиной распространения 30% внутрибольничных инфекций, по данным краснодарского Минздрава. Их нельзя сепарировать», – уверен Дмитрий Перминов. «Работу с медотходами не нужно усложнять. Но главное, что необходимо, – это ужесточение допуска участников на этот рынок, введение лицензирования», – добавляет Вадим Зайцев.

Опрошенные эксперты не смогли дать прогноз дальнейшего развития ситуации. В Госдуме вопрос о медицинских отходах не поднимался с сентября 2016 года. Лишь в региональных законодательных органах время от времени проходят «круглые столы», на которых обсуждается эта проблематика. Но дальше обсуждений дело так и не пошло.

Изменения в области подтверждения соответствия лицензионным требованиям

28 апреля 2023 года был принят Федеральный закон №170-ФЗ «О внесении изменений в ст.19.3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Закон вступает в силу с 1.09.2024 года и предусматривает, что все компании, получившие лицензии до указанной даты должны пройти процедуру первичного подтверждения соответствия лицензионным требованиям по истечению трех лет с даты получения лицензии, но не ранее 1.03.2025 года.

К этому сроку органы государственного контроля, вероятно, должны разработать и опубликовать регламент прохождения процедуры подтверждения лицензионных требований. До принятия настоящего закона проводились выборочные проверки такого соответствия, но теперь это будет общей процедурой для всех компаний, получивших лицензии на обращение с опасными отходами.

Обучение персонала обращению с отходами

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Статья 15. «Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»:

  • Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности.

  • Ответственность за допуск работников к работе с отходами I — IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

Переоформление лицензии

Лицензия на деятельность по обращению с отходами может быть переоформлена в соответствии с ст. 18 Закона 99-ФЗ в случаях:

  • Реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения

  • Изменения места жительства, имени, фамилии и отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность

  • Изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...