Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стадии законодательного процесса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Процесс принятия федерального конституционного закона (ФКЗ) состоит из нескольких этапов. Вначале инициатива законопроекта может исходить как от Президента Российской Федерации, так и от парламента. Затем происходит подготовка, обсуждение и опубликование проекта закона.
Действие закона во времени и пространстве
Действие закона во времени и пространстве определяется несколькими важными моментами:
- День опубликования. Дата, на которую федеральный закон был опубликован, считается началом его действия. Это важный момент, так как до этого дня закон официально не существует.
- Принятие закона. Федеральный закон считается принятым после трех чтений в Государственной Думе и Федеральном собрании. Инициативы по принятию законов могут исходить от Президента, депутатов и других участников законодательного процесса.
- Конституционные сроки. Законы могут содержать особые сроки, в рамках которых должны быть выполнены определенные действия или изменения должны вступить в силу. Необходимо учитывать эти сроки при выполнении требований закона.
Таким образом, действие федеральных законов начинается со дня их опубликования и продолжается в указанные в них сроки. Более подробная информация о действии конкретного закона может быть найдена в его тексте.
Федеральное законодательное собрание (ФКЗ) | Законодательный процесс |
---|---|
ФКЗ – это орган законодательной власти, состоящий из Государственной Думы и Совета Федерации. Он имеет полномочия по принятию и изменению федеральных законов. | Законодательный процесс включает несколько этапов, включая подготовку законопроекта, его чтение и обсуждение. В конечном итоге принятый закон направляется на подпись Президенту и публикуется в официальных источниках. |
Подписание и публикация федерального закона
После прохождения всех этапов принятия, федеральный закон должен быть подписан и опубликован.
Федеральный закон может быть подписан президентом Российской Федерации, в случаях, предусмотренных Конституцией РФ, решением Конституционного Суда или принятым в федеральном референдуме. Это сделано для обеспечения юридической силы и законности принятого закона.
После подписания, федеральный закон должен быть опубликован. Опубликование закона является одним из обязательных мероприятий перед его вступлением в силу.
Федеральный закон публикуется в официальных изданиях, таких как «Российская газета» или «Собрание законодательства Российской Федерации». Все изменения в закон отражаются соответствующим образом: поправками или новым текстом (в случае полного замещения предыдущей редакции).
Понятие «вступление в силу» закона означает, что закон набирает правовую силу и становится обязательным для всех заинтересованных сторон.
Подготовка к введению федерального закона в силу
Подготовка к введению федерального закона в силу представляет собой последнюю стадию процедуры принятия закона. В этом этапе законопроект пройдет обсуждение и проголосование в Государственной Думе.
Совет Федерации рассматривает законопроект после его принятия Государственной Думой. На заседании Совета Федерации обсуждаются все основные вопросы, связанные с данным законопроектом.
Совет Федерации может принять решение о возвращении законопроекта для доработки Государственной Думе или о его дальнейшем рассмотрении, если считает, что есть необходимость в дополнительном изучении вопроса.
После обсуждения и принятия решения о дальнейшем рассмотрении законопроекта в Совете Федерации, он возвращается в Государственную Думу. В случае, если законопроект был возвращен для доработки, Государственная Дума вносит необходимые изменения и повторно проголосовывает по нему.
Роль Совета Федерации
Совет Федерации играет важную роль в процессе принятия федеральных законов в Российской Федерации. Этот орган законодательной власти представляет интересы субъектов России и обладает рядом основных функций и полномочий, связанных с законодательством.
Одной из главных функций Совета Федерации является участие в обсуждении и принятии федеральных законов. Совет Федерации имеет право инициировать рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Эта инициатива должна быть согласована с Президентом России.
Важным этапом рассмотрения законопроектов в Совете Федерации является подписание Федерального закона Президентом. После подписания Федеральный закон направляется на официальную публикацию, и только после этого он приобретает силу закона.
Процедура рассмотрения законопроектов в Совете Федерации основывается на пленарных заседаниях, где проводится обсуждение и голосование. В ходе обсуждения законопроекта субъекты Российской Федерации могут высказывать свое мнение и предлагать вносить изменения.
Совет Федерации также играет важную роль в контроле за соблюдением конституционных основ федерального законодательства. Он осуществляет контроль за соблюдением законов и поддерживает баланс между интересами федерации и субъектов.
Таким образом, Совет Федерации является ключевым органом в процессе принятия федеральных законов в России. Он участвует во всех основных этапах этого процесса — от инициирования законопроектов до подписания Федерального закона Президентом и его вступления в силу.
Процедура принятия Федеральных законов
Процесс принятия федерального законодательства осуществляется по определенной процедуре, предусмотренной Конституцией Российской Федерации. От правительства или инициативы федерального собрания законопроект направляется на рассмотрение в одну из палат Федерального собрания — Государственную думу или Совет Федерации.
В Государственной думе или Совете Федерации проводятся обсуждения и голосования по законопроекту. Для принятия федерального закона требуется большинство голосов от общего числа депутатов, заседающих на заседании палаты Федерального собрания.
После принятия законопроекта в одной из палат Федерального собрания, он направляется в другую палату для повторного рассмотрения и голосования. Если законопроект был принят в обоих палатах Федерального собрания, он передается на подпись Президенту Российской Федерации.
Президент, в свою очередь, может подписать закон или отправить его на повторное рассмотрение в Федеральное собрание. Если Президент отказывается подписывать закон, он возвращает его в Федеральное собрание, где может быть принят снова большинством голосов.
Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе
Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе – это важный этап в процедуре принятия законов. Государственная Дума является нижней палатой Федерального Собрания Российской Федерации и входит в законодательную власть страны. Она осуществляет законотворческую функцию, принимает решения по вопросам разработки и принятия законодательных актов.
Законопроекты рассматриваются в Государственной Думе согласно установленного порядка. Вначале проекты законов рассматриваются на комитетах, которые специализируются по различным областям законодательства. Комитеты проводят подробное изучение проекта, обсуждают его положительные и отрицательные стороны, а также проводят публичные слушания, где представители общественности могут высказать свои мнения.
После рассмотрения на комитетах, законопроекты передаются на пленарные заседания Государственной Думы. На пленарных заседаниях депутаты Государственной Думы обсуждают проекты законов, выносят на обсуждение предложения и исправления, голосуют за принятие или отклонение проекта. Для принятия решения требуется простое большинство голосов.
Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе – это сложный и ответственный процесс, который требует участия и деятельного участия каждого депутата. В результате рассмотрения законопроекта на пленарных заседаниях Государственной Думы принимается окончательное решение о его принятии или отклонении.
Утверждение и подписание Президентом Российской Федерации
Утверждение и подписание федеральных законов Президентом Российской Федерации является последним этапом законодательного процесса в России.
После того, как законопроект принят Государственной Думой и Советом Федерации и прошел все предусмотренные этапы утверждения и обсуждения, он направляется на подписание Президенту Российской Федерации.
Президент имеет право принять закон или отказаться от его подписания. Если Президент согласен с законом, он его утверждает и подписывает, после чего закон считается принятым и официально вступает в силу.
В случае отказа Президента от подписания закона, он возвращает его в Государственную Думу для повторного рассмотрения и доработки. После этого законопроект может быть снова принят и направлен на подписание Президенту.
Глава 5. Федеральное Собрание
Статья 94
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Статья 95
1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Статья 96
1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.
2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.
Статья 97
1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Статья 98
1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.
Статья 99
1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.
Статья 100
1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
Статья 101
1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.
2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.
Статья 102
1. К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Статья 103
1. К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
ж) объявление амнистии;
з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Постановление Конституционного Суда РФ по делу по делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2)
Статья 104
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
В России существует четыре основных вида законов (кроме Конституции — Основного закона, стоящего особняком).
1. Законы РФ о поправке к Конституции РФ. Принимаются в случае изменений в главы 3–8 Конституции. За всё время существования Конституции таких законов было принято всего четыре.
В 2008 году было принято сразу два таких закона. Один из них продлил срок полномочий Президента с 4 до 6 лет и депутатов Госдумы с 4 до 5 лет.
2. Федеральные конституционные законы, ФКЗ. Принимаются по важнейшим вопросам, изложенным в Конституции. На данный момент их чуть более сотни, из них подавляющее большинство лишь вносит изменения в уже существующие ФКЗ. Среди важнейших ФКЗ находятся законы «О судебной системе», «О Правительстве», о государственной символике и т. д
Тоже очень редки и имеют особый порядок принятия, который мы сейчас разбирать не будем.
3. Федеральные законы, ФЗ (до 1993 года — Законы РФ). Самый массовый вид законов, именно они составляют костяк законодательной системы. Их порядок принятия мы и разберём в этой статье.
4. Законы субъектов РФ. В России регионы наделены правом принимать собственные законы, порядок их принятия может варьироваться, но в общем похож на то, как принимаются федеральные законы.
Внесение поправок в законы
Периодически к действующим федеральным законам вносят поправки. Они необходимы, если изданный ранее закон потерял эффективность, появились новые ситуации, которые также нужно предусмотреть в ФЗ и так далее. Также иногда оказывается, что после публикации закона он противоречит действующему праву. Тогда требуется внести соответствующие поправки.
Все поправки надо вносить в установленном порядке. Они являются новым федеральным законом, который вносит изменения в действующий. Таким образом, депутатам придется обсудить все нововведения, а также предоставить проект в верхнюю палату для одобрения. После этого президент подписывает ФЗ, и он публикуется.
К одному правому акту может быть неограниченное количество поправок. В частности, в кодексы они постоянно вносятся, исходя из изменяющихся реалий.
Процедура принятия федеральных законов в России
Процедура принятия федеральных законов в России является сложным и многоступенчатым процессом, который предусматривает участие нескольких законодательных органов.
Первым этапом является подготовка законопроекта, которая проводится в Министерстве юстиции. Законопроект разрабатывается в соответствии с определенными процедурами и обосновывается необходимость введения новых нормативных актов или изменения существующих.
После подготовки законопроекта он направляется в Государственную Думу, нижнюю палату Федерального Собрания. Здесь проходят первые чтения, где парламентарии вносят свои поправки и предложения. Затем законопроект передается в Совет Федерации, верхнюю палату Федерального Собрания, где проходят вторые чтения.
После принятия законопроекта обеими палатами Федерального Собрания он направляется президенту Российской Федерации. Президент может подписать закон и направить его на публикацию, а также может вернуть его на доработку парламенту с предложенными поправками.
Для обнародования устанавливается определенный период. Его продолжительность зависит от типа закона, который был принят. Основные сроки закреплены ФЗ № 5 от 1994 г. В нем сказано, что ФКЗ, федеральные законы должны быть опубликованы в семидневный срок с даты их подписания президентом. Размещение в соответствующих изданиях актов палат ФС осуществляется не позднее 10-ти дн. с момента их утверждения. Официальным опубликованием указанных выше документов будет считаться первое изложение полного его текста в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ» либо «Парламентской газете». ФЗ и ФКЗ направляются для издания президентом. Акты палат ФС передаются председателем СФ или ГД либо его заместителем. Любой из указанных документов вступает в силу одновременно по всей территории страны через 10 дн. после опубликования.