Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формула расчёта налоговой нагрузки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ежегодно ФНС определяет перечень предприятий — объектов выездных проверок будущего года. Одной из причин, «благодаря» которой в организацию могут прийти налоговики с проверкой, является низкая фискальная нагрузка.
Понятие налоговой нагрузки и методика ее исчисления
Налоговая нагрузка — это удельный вес перечисленных в бюджет налоговых платежей к суммарной выручке компании.
Позиция Федеральной налоговой службы такова: каждый субъект бизнеса при расчете налогов должен сопоставлять полученные значения с рекомендуемыми ФНС. Показатели устанавливаются ежегодно по отраслям.
Если на протяжении нескольких периодов у компании наблюдается низкая налоговая нагрузка, ФНС решит, что имеет место занижение налоговой базы. В этом случае, у организации есть все шансы попасть в план выездных проверок.
Общая налоговая нагрузка определяется по следующей формуле:
ННобщая = Общая сумма начисленных налогов за период / Выручка за аналогичный период х 100%.
Общий показатель налоговой нагрузки утвержден отдельно для каждой отрасли. Например, в 2020 году минимальная величина налоговых поступлений для компаний сферы гостиничного бизнеса и общественного питания составляет 10,5 %. Это означает, что не менее 10,5 % от суммы полученной выручки организация должна перечислить в бюджет в качестве фискальных платежей.
Виды налоговой нагрузки
Налоговая нагрузка может быть:
- абсолютная — рассчитывается как размер налогов, уплаченных за конкретный период времени. То есть это совокупный размер налоговых обязательств в рублях. Абсолютная налоговая нагрузка часто применяется в экономических расчетах в отношении конкретного бизнеса (при формировании бизнес-планов, расчете рентабельности конкретного направления деятельности и др.);
- относительная — рассчитывается как отношение общего размера налоговых обязательств компании к ее совокупному доходу от ведения бизнеса. То есть это доля выручки, направляемой на покрытие налоговых обязательств. Она выражается в процентах, а не в рублях. Относительную налоговую нагрузку применяют налоговики при решении вопроса о том, нужно ли назначать выездную проверку.
Допустимый показатель налоговой нагрузки
Допустимым является такой показатель, который больше либо равен среднему уровню налоговой нагрузки по виду экономической деятельности.
Хозяйствующие субъекты на ОСНО могут посчитать налоговую нагрузку и сравнивать ее со среднеотраслевыми значениями через сервис «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки». Калькулятор предоставляет сведения не только по отраслям, но также с учетом субъекта РФ, в котором ведется деятельность.
При УСН налоговая нагрузка считается таким способом. Определяется сумма уплаченного за год налога по УСН (в т.ч. минимального) и иных перечисленных налогов, включая НДФЛ сотрудников, удержанный компанией как налоговым агентом. Кроме того, нужно посчитать общий размер доходов, которые получены за год по информации из бухотчетности (без НДС и акцизов). Далее нужно разделить первую сумму на вторую и умножить на 100%.
Налоговая нагрузка плательщика УСН может быть более чем в два раза ниже аналогичного показателя компании на ОСНО. Налоговики признали этот факт, указав информацию на своем сайте. При этом проводилось сравнение налоговой нагрузки типовых организаций с одинаковыми финансовыми результатами, но которые применяют разные налоговые режимы.
Внимание! Низкая налоговая нагрузка — не основание, которое безусловно свидетельствует о неуплате либо неполной уплате налога. Часто такую ситуацию можно пояснить вполне обоснованными фактами.
Для чего нужна оценка налоговой нагрузки
Одним из критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков является отклонение уровня налоговой нагрузки у данного налогоплательщика от ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
Этот критерий указан в перечне Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее — Критерии), утвержденных приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Среднеотраслевые значения налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности ежегодно до 5 мая актуализируются и размещаются на официальном сайте ФНС. Так, 5 мая 2023 года ФНС обновила данные за 2022 год.
Значения среднеотраслевых показателей налоговой нагрузки будут использоваться при планировании ВНП как на предстоящий, так и последующие годы, вплоть до их очередной актуализации (п. 2 приказа ФНС от 22.09.2010 № ММВ-7-2/461@).
Как налоговая проверяет безопасную долю вычетов по НДС
Как указано выше, в общем случае безопасной долей считается показатель в 89%. Но, есть еще региональные показатели, которые могут отличаться от средней как в большую, так и меньшую сторону.
Налоговики учитывают отрасль, в которой работает компания, регион, наличие налоговых нарушений и так далее.
Налоговая рассчитывает долю по данным деклараций по НДС за год и сравнивает ее с пороговым значением 89 процентов (п. 3 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков, утв. приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).
Налоговая рассчитывает долю по данным деклараций по НДС за квартал и сравнивает ее со средней долей вычетов по региону (письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722). Это письмо было отменено, но расчет инспекторы вправе применять.
Какие налоги повысятся с 2020 года?
На 2020 год запланировано повышение следующих налогов:
- ЕНВД. Коэффициент К1 увеличится до 2,009. Это самое существенное повышение с 2015 г. С 2021 г. вмененка будет отменена на всей территории РФ. В Москве и области она не используется с 2014-го.
- ПСН. Коэффициент-дефлятор К1 вырастет до 1,592 и приведет к росту стоимости патента на 4,9%.
- Торговый сбор. Тот же К1 увеличится в данном случае до 1,382.
Все три вышеперечисленных сбора в среднем увеличатся на 4,9%.
- Налог на имущество. Недвижимость юридических лиц будет облагаться от кадастровой стоимости, максимально приближенной к рынку. Ранее можно было платить налог с остаточной стоимости, которая была недостоверна. Сейчас точный перечень имущества, попадающего под налогообложение по кадастровой стоимости, утверждается местными властями. С 2020 года вступят в силу единые правила для всех.
- НДФЛ. Ставка останется на прежнем уровне – 13%, но вырастет МРОТ до 12 130 руб. Это приведет к увеличению отчислений с зарплаты, которую придется поднять.
- Страховые взносы. Их рост также обусловлен изменением МРОТ с 1 января 2020 г. и 10%-ным увеличением предельной базы по страховым взносам.
- Взносы ИП за себя. Они вырастут на 10%: до 32 448 руб. в ПФР и до 8 426 руб. в ФОМС.
- Акцизы. Их средний рост составит 10%. Повышение коснется акцизов на топливо, алкогольную и табачную продукцию.
Оправдана ли система налогообложения самозанятых?
Есть два мнения по поводу особого налогового режима для категории людей, работающих сами на себя. С одной стороны, граждане освобождаются от хлопот с регистрацией ИП и выплатами 13% подоходного налога. Но с другой стороны, эта категория людей не отягощает государство. Самозанятые не регистрируются в центре занятости, не устраивают митинги из-за отсутствия работы, им не нужно выплачивать пособия. Несправедливо облагать их деятельность налогом. Выгода от этого для государства минимальная, а результат очевиден – недовольство граждан.
В 2019 году налогообложение самозанятых официально в некоторых экономически благополучных объектах РФ: регионы-доноры и города-миллионники. Летом 2020 года налоговый сбор будет производиться во всех населенных пунктах России. Как ни странно, система оказался успешной. В 2019 году было зарегистрировано свыше 280 тыс. самозанятых, а ожидалось не более 200 тыс.
Официальная деятельность позволяет людям, работающим самим на себя, расширять клиентскую базу без боязни налоговых служб. Также можно получать помощь из госбюджета, в частности, льготные кредиты.
Но не все категориям самозанятых этот налог подходит. Он хорош для водителей такси, айтишников и частных преподавателей. А вот представителям сферы услуг, таких как маникюр, парикмахерская деятельность, ремонт обувь, домашняя выпечка, данный налоговый режим не понравился. Это обусловлено страхом роста объема требований и, соответственно, расходов. Стоит отметить, что больше половины зарегистрированных граждан, работающих сами на себя, находятся в Москве. Во всех других регионах их незначительное количество.
Система налогообложения самозанятых оказался не везде востребованной по ряду причин. В первую очередь это обусловлено неравномерностью налоговой нагрузки. К примеру, частному преподавателю почти не требуется вложений для получения дохода. В то же время самозанятым производителям какой-либо продукции требуются немалые инвестиции, порой составляющие 70-80% общего бюджета. При таких раскладах 4-6% налога – это значительная сумма. Здесь государству лучше применить иную систему налогообложения, например, в виде вычетов по типу НДФЛ.
Что правительство поменяет в налогах?
Анонсированные 14 июня параметры налоговой системы правительство пообещало не менять следующие шесть лет.
— Ставка НДС вырастет с 18 до 20% с 1 января 2019 года.
— Льготы по НДС на социально значимые товары и услуги сохранятся (ставка 10% на продовольствие, детские и медицинские товары, а также ставки на внутренние воздушные перевозки).
— Порог по ускоренному способу возмещения НДС снизится с 7 млрд до 2 млрд руб. (компании могут рассчитывать на возмещение налога, когда покупают товар с учетом НДС; сейчас Налоговый кодекс предоставляет компании право на ускоренный способ возмещения, если она уплатила не менее 7 млрд руб. НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых в совокупности за три предыдущих года). Также при возмещении НДС сократятся сроки камеральных проверок.
— Будет отменен налог на движимое имущество.
— Тариф по взносам работодателей на обязательное пенсионное страхование работников будет «бессрочно» зафиксирован на уровне 22% (и 10% при достижении предельной базы по взносам).
— В будущем (окончательно с 2023 года) будет ликвидирован институт КГН (консолидированные группы налогоплательщиков).
— Будет завершен налоговый маневр в нефтегазовой отрасли: он заключается в отказе от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты при параллельном повышении налога на добычу полезных ископаемых (нефти и газового конденсата). Процесс будет завершен к 2025 году.
— С 1 июня будут временно понижены акцизы на бензин и на дизельное топливо. Чтобы возместить убытки регионам, будет изменена структура распределения акцизов между федеральным и региональными бюджетами.
Налоговая политика в 2021 – 2023 годах
Как было отмечено выше, пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. По оценкам МВФ, в 2020 году в мире ожидается самый глубокий спад за период после Второй мировой войны. Экономическая активность упала вследствие двойного шока – со стороны предложения и спроса.
Базовый прогноз на ближайшие три года построен с учетом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474.
Отметим, что данный базовый прогноз строится исходя из цены нефти Юралс 45 – 48 $/барр. и курса доллара США к рублю в диапазоне 72 – 74 руб. за доллар США.
Что думают представители ювелирного бизнеса
Мы поговорили с основателями ювелирной мастерской ARTERY JEWELRY из Санкт-Петербурга. Средняя выручка их микробизнеса — 2 млн рублей в год. Артём занимается ювелирным бизнесом уже более 10 лет. Его заместитель София согласилась прокомментировать сложившуюся ситуацию:
«Мы с самого начала работаем полностью “вбелую”. Использовали УСН “Доходы” (6%) и продавали украшения без НДС. Поэтому и сумма налогов была некритичная для бизнеса: 20−30 тыс. рублей в квартал.
Сотрудников у нас нет: пока не можем себе позволить платить 30% от зарплаты сверху в качестве взносов. Приходится справляться самим и иногда подключать специалистов на аутсорсе.
Сейчас столкнулись с такой ситуацией: себестоимость производства одного изделия выросла на 30%. Соответственно, чтобы жить, нам надо поднимать цены. А мы не можем их поднять: кто покупать-то будет? Доходы у населения упали, а ювелирные украшения — не товары первой необходимости.
В последнее время работать стало сложнее. Недавно ввели обязательную маркировку через новую систему учёта драгметаллов и камней (ГИИС ДМДК). Идея хорошая, но недоработанная, поэтому создаёт лишь дополнительные проблемы.
И тут ещё новость про отмену УСН. Мы спать не могли, думали, как быть дальше. Считали, насколько повысятся наши расходы, какую цену на свои изделия сможем поставить. Цифры не сходились.
Хотим попробовать выйти на мировой рынок, потому что покупательская способность россиян упала, а работать себе в минус мы тоже не можем.
Ювелирная отрасль в России, на наш взгляд, излишне зарегулирована. И отмена специальных налоговых режимов просто уничтожит малый бизнес. У талантливых ювелиров не будет возможности себя проявить. В конечном итоге останутся только крупные компании, которые могут себе позволить такие издержки».
НДС 10% в 2024 году: основные изменения
С января 2024 года в России вводятся изменения в НДС, касающиеся ставки налога. Одним из главных изменений будет введение новой ставки НДС 10%, которая заменит существующую ставку НДС 20%. Это означает, что определенный перечень товаров и услуг будет облагаться НДС по новой ставке.
Новая ставка НДС 10% будет применяться к следующим товарам:
Товары | Услуги |
---|---|
Пищевые продукты, включая продукты питания и напитки, кроме алкогольных напитков | Платные медицинские услуги и медицинские изделия |
Книги, журналы и газеты, в том числе электронные издания | Платные услуги по образованию, включая дополнительное образование и курсы |
Лекарственные препараты, включая витамины и пищевые добавки | Платные услуги связи, включая интернет и мобильную связь |
Это лишь некоторые из категорий товаров и услуг, которые будут облагаться новой ставкой НДС 10%. Более полную информацию о товарах и услугах, подлежащих НДС, можно найти в соответствующем законодательстве и приказах.
Введение новой ставки НДС 10% является одной из мер, предпринятых правительством РФ для стимулирования экономики и повышения доступности определенных товаров и услуг для населения.
Итоги 2019 – 2020 годов
Разработчики Основных направлений признают, что реализация бюджетной политики в 2019 и 2020 годах происходила в принципиально разных условиях.
В течение 2019 и начала 2020 годаключевой задачей единой экономической политики было содействие достижению национальных целей развитиястраны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития.
В 2020 годуусловия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции. Меры, направленные на сдерживание ее распространения, привели к беспрецедентному в послевоенной истории сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках. В связи с вышеуказанным экономическая политика в этот период ориентирована прежде всего на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.
Налог на прибыль в 2022 году
Налог на прибыль в 2022 году зависит от следующих моментов:
Момент |
Комментарий |
Объект |
Финансовый результат произведенной деятельности (в т.ч. коммерческой) — разница между доходами и расходами |
Налогооблагаемая база |
Превышение доходов над расходами в денежном выражении |
Налоговый период |
Календарный год |
Ставки |
Стандартная ставка 20% (3% — в федеральный бюджет, 17% — в региональный бюджет) |
Исчисление платежа |
Регламентирован гл. 25 НК |
Правила уплаты |
Авансы — ежемесячно или ежеквартально За год — по окончании отчетного квартала |
Сроки уплаты |
Авансы — 28-е число месяца, идущего после отчетного периода За год — 28 марта года, идущего за прошедшим календарным годом |
Роль налоговой нагрузки для налогоплательщика
На основании показателей в среднем по отрасли, рассчитываемых и публикуемых ежегодно, налогоплательщик может определить возможность включения в план выездных проверок ФНС. На эти показатели можно опираться при сравнении показателей деятельности организации с критериями налоговых рисков. Этот показатель анализируется в динамике для целей включения в план проверок ФНС.
Также этот показатель рассматривают банки для принятия решения о выдаче кредита. Он не является основополагающим, но показывает уровень рентабельности при высокой налоговой нагрузке.
Важно! В расчет налоговой нагрузки планируется включить и страховые взносы, что соответствует практике других стран.
Налоговая нагрузка на российских налогоплательщиков в ближайшие пять лет увеличиваться не будет.
Министр финансов России А.Г. Силуанов
Формула расчета налоговой нагрузки
Налоговая нагрузка определяется с учетом всех налогов, которые исчисляет и уплачивает организация.
Абсолютный показатель нагрузки определяет сумму номинальных значений уплаченных налогов.
Относительный показатель определяется как доля всей суммы уплачиваемых налогов в бюджет к определенной базе, который используют для аналитических и прогнозных целей.
В качестве базы для расчета показателя относительной величины нагрузки определены показатели, с которыми сопоставляются налоговые платежи и они характеризуют влияние на доходность и рентабельность организации за определенный период. К таким показателям относят:
- выручку
- доходы от основной деятельности
- налоговая база для определенного налога
- бухгалтерскую (налоговую) прибыль
- плановую выручку
Также можно определить налоговую нагрузку по определенному налогу, рассчитываемую в соотношении с этим налогом за 1 период, за несколько и за год (нарастающим итогом).