Как перевести земли сельхозназначения в другую категорию

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как перевести земли сельхозназначения в другую категорию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для начала перевода земель сельхозназначения в другую категорию надо написать и отдать лично ходатайство в исполнительный орган госвласти или местные управляющие органы, которые могут решать такие вопросы.

Ответственность за использование земельного участка не по назначению

Земли сельхозназначения относятся к стратегическим объектам государства, являясь основой экономического благополучия страны и каждого региона в отдельности. Поэтому эффективное и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения является одной из важнейших задач, стоящих перед собственниками таких наделов.

Если владелец участка допускает нецелевое использование земельного участка, то он может быть подвергнут административному наказанию (ст. 8.8 КоАП РФ). Размер штрафа зависит от кадастровой стоимости земли:

  • для граждан и ИП — от 0,1% до 0,3% стоимости участка, но не менее 2 000 руб.;
  • для юрлиц — от 1% до 6 % стоимости участка, но не менее 100 000 руб.

Внесение изменений в ЕГРН

Принятие уполномоченным органом акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель в другую категорию не является окончанием процедуры перевода. Изменение категории земель должно быть зафиксировано во всех органах учета объектов недвижимости.

Уполномоченный орган, принявший акт о переводе земли, самостоятельно направляет его копию (в срок до 5 дней с даты принятия) в Росреестр, который в течение 15 дней вносит изменения в государственный кадастр недвижимости и уведомляет всех заинтересованных лиц об этом (ст. 32, 34 закона о регистрации недвижимости).

Перевод земли считается завершенным с даты учета его в государственном кадастре недвижимости (в связи с изменением ее категории). При этом, документы, подтверждающие права на земельные участки, при изменении категории земли не переоформляются (п. 4 ст. 5 закона № 172-ФЗ).

Перевод земли из сельхозназначения в ИЖС в 2022 — 2023

Чаще всего с/х земли пытаются перевести в иную категорию для возведения на них жилых домов, с правом присвоения почтового адреса и регистрацией по месту жительства. В этой связи отметить следующее.

Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) – это вид разрешенного использования земельного участка. Земельные участки для ИЖС могут находиться только в составе земель населенных пунктов. То есть, фактически необходимо осуществить перевод земли сельхозназначения не в ИЖС, а в земли населенных пунктов.

Такой перевод можно осуществить, но для него необходимы веские основания. Например, расположение участка рядом с населенным пунктом, или наличие плана по развитию территории населенного пункта.

Если в генплане территории не предусмотрены изменения, то необходимо обратиться за внесением таких изменений. Порядок внесения изменений установлен ст. 4.1 закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ. Только после утверждения нового генерального плана собственник имеет право подать ходатайство о смене категории земельного участка. В противном случае перевести надел в земли поселений будет невозможно.

Как изменится земельный налог

Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую имеет прямое влияние на налоговую нагрузку компании. Ведь он влечет за собой изменение кадастровой стоимости земли, которая является налоговой базой по земельному налогу. Иными словами, изменение категории земли влияет на налоговую ставку (письмо Минфина России от 12 июля 2013 г. № 03-05-05-02/27214).

Напомним: в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельхозназначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельхозпроизводства, налоговая ставка не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости участка (подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ). В отношении прочих земель ставка земельного налога не может превышать 1,5 процента кадастровой стоимости земли.

Если вам необходимо изменить категорию земельного участка, владение которым вы получили по наследству или на основании надела, вам потребуется провести процедуру перевода земли. В зависимости от статуса вашего земельного участка (сельхозназначение, личное подсобное хозяйство, индивидуальное жилищное строительство и т.д.), процедура перевода может представлять собой отдельную межевую операцию или требовать изменения категории земли.

Читайте также:  Будут ли выплаты ветеранам труда в 2024 году?

Перед началом процедуры изменения категории участка необходимо узнать, можно ли в вашем случае провести перевод категории земли, а также какие документы потребуются. Информацию об этом можно найти в законодательных актах и нормативных документах, регулирующих российское земельное законодательство.

По вашему запросу было найдено несколько вариантов, описывающих процедуру изменения категории земельного участка. Вот какие особенности могут быть связаны с изменением категории участков различных назначений:

  • Земли сельхозназначения: для изменения категории земли сельхозназначения на иные категории (например, под индивидуальное жилищное строительство или для садоводства) требуется свидетельство о праве на земельный участок и заявление в соответствующий орган государственной власти, ответственный за управление земельными участками в вашем регионе.
  • Участки для садоводства (дачные участки): смена категории земельного участка садоводства на иные категории (например, для ИЖС) также требует предоставления свидетельства о праве на земельный участок и заявления в орган управления земельными участками.
  • Земли ИЖС (индивидуального жилищного строительства): изменение категории земельного участка ИЖС возможно только с отказом от указанной категории и последующим включением участка в другую категорию. Для этого необходимы документы, подтверждающие ваше право на участок, а также заявление и документы, необходимые для проведения процедуры назначения земельного участка.

В каждом конкретном случае порядок изменения категории земельного участка может отличаться, поэтому необходимо обращаться к законодательным актам вашего региона, регулирующим процедуру перевода. Также следует учитывать, что органы управления земельными участками могут отказать в смене категории земли в случае несоблюдения требований или наличия оснований для отказа.

Особенности процедуры перевода земель из с/х назначения в промышленное

С целью изменения категории надела отправляется ходатайство в органы местного самоуправления после того, как собраны все документы. Процедура рассмотрения необходимости преобразования будет иметь несколько особенностей. К ним относят:

  • Если земельный участок находится в рамках компетенции субъекта федерации, тогда будущий землепользователь должен обратиться в департамент земельных ресурсов. Однако чаще услугу предоставляет городской или районный комитет по управлению земельными и имущественными отношениями.
  • В случае, если обращение отправлено лицом, которое не имеет право собственности на заявленный участок или же у него не имеется соответствующей доверенности от собственника, заверенной нотариальной печатью, в преобразовании категории наделов будет отказано.
  • Обязательный отказ перевода земли из сельхозназначения в промышленную категорию поступит также в случае, если заявитель предоставил недостоверные сведение о себе или неполный пакет документов (уточнить его можно у органов местного самоуправления, так как для каждого региона он может быть разным).
  • В случае, когда заявитель предоставил все необходимые документы строго по форме, предусмотренной действующим законодательством, рассмотрение обращения и принятие решения осуществляется в течение двух месяцев.
  • Принятое решение выносится в формате акта, оформленного соответствующим образом, который устанавливается на неограниченное время. Готовый документ отправляется заинтересованному лицу строго в течение 14 дней с момента принятия решения. В этом акте должна присутствовать вся информация в соответствии со статьей 3 основного закона о переводе земель.

Обращается внимание, что акт с отрицательным решением может быть обжалован в судебном порядке.

В каких случаях могут отказать в переводе

Отказ возможен в следующих случаях:

  • при получении отрицательных результатов экологической экспертизы, если проведение данной процедуры необходимо;
  • на основании ограничений, установленных действующим законодательством РФ;
  • при несоответствии заявленной категории утвержденному плану развития территории.

Кроме того, изменение категории земель сельскохозяйственного назначения невозможно при следующих обстоятельствах:

  • кадастровая стоимость участка на 50 % и более превышает средний показатель кадастровой стоимости земель, установленный по району (ст. 79 Земельного кодекса РФ);
  • участок отнесен к особо ценным угодьям сельского хозяйства.

При получении отказа в переводе земли в другую категорию собственник участка вправе обжаловать данное решение в судебном порядке в течение 3 месяцев. Удовлетворение иска возможно только в том случае, если заявитель предоставит четкое обоснование своих требований.

Какое может быть вынесено решение по ходатайству о переводе земли сельхозназначения?

По статистике на конец 2017 года, ежегодно граждане в каждом субъекте подают по 40–50 заявлений на перевод земельной территории в другой разряд. Из них департамент удовлетворяет только около 10% ходатайств.

Если департамент принимает положительное решение, то после подписания акта он должен уведомить органы власти, которые вносят сведения в единую базу данных по недвижимости. Проще говоря, новый статус земли должен быть зарегистрирован в Едином реестре.

Самая распространенная причина для отказа — не выполняется ни одно из условий, перечисленных в статье 7 Федерального закона №172. Переводить сельскохозяйственную землю в другую категорию, строить на ней дом можно только после изменения границ населенного пункта. Оспорить решение можно в течение 3 месяцев. Для этого потребуется обратиться в суд.

Можно ли застраивать сельхозугодья, не включая их в пределы населенных пунктов?

Как известно, каждое муниципальное образование в России должно принять собственные Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), которые обязаны включать в себя градостроительные регламенты. В них указываются перечни ВРИ для земельных участков и объектов капстроительства внутри каждой территориальной зоны. Действие таких регламентов на сельхозугодья в составе земель сельхозназначения не распространяется, территориальное зонирование их не осуществляется и ВРИ участков из состава сельхозугодий не устанавливаются, а значит, они не могут и изменяться.

Это исключает застройку сельхозучастков за границами населенных пунктов. Пока не принято отдельное законодательство о территориальном зонировании за пределами городов, сел, пгт и проч., сельхозугодья охраняются от выведения из сельхозоборота путем застройки.

Что значит земли сельхозназначения СНТ и ДНП

Это тип некоммерческих организаций, для основания которых используют те же категории земель, что и для дачных партнерств. Но цель такого объединения – это не дачное строительство, а ведение садоводства и огородничества. Поэтому земли СНТ обычно более плодородны и находятся в экологически чистых районах.

Для регистрации садового товарищества необходимы те же условия, что и для дачного партнерства. Трех человек будет вполне достаточно, чтобы такое товарищество было создано по всем правилам. У организации обязательно должен быть свой устав, членство, протокол заседания и квитанция об оплате пошлины. При этом участники садового товарищества должны на общем собрании выбрать председателя правления.

Рекомендуем прочесть: Передача денег при покупке дома с земельным участком

Возможность изменение вида разрешённого использования (ВРИ) земельного участка установлен закономи и нормативными документами:

  • Земельный кодексом РФ (статья 8)
  • ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» №172-ФЗ
  • Градостроительный кодекс РФ (пункт 3 статьи 37)
  • Письмо Минэкономразвития РФ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» №14310-ИМ/Д23 от 08.07.2011
  • ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» №171-ФЗ
  • ФЗ «О кадастровой деятельности» № 221
  • ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ
  • Правила земелеустройства и застройки (ПЗЗ), принятые в городских, сельских поселениях и иных муниципальных образованиях

Для решения задчи об изменени ВРИ земельного участка необходимы знания основ «земельной и градостроительной математики». Её «аксиомами» являются следующие положения:

  • ПЗЗ
  • градостроительное зонирование
  • градостроительный регламент
  • вид разрешённого использования земельного участка
  • Классификатор ВРИ ЗУ, утверждённый Приказом Росреестра № П/0412 от 10.11.2020

Анализ сведений, содержащихся в каждом из перечисленных документов, даст ответ о возможности изменения ВРИ земли.

ПЗЗ – это основные правила, устанавливающие условия землепользования и застройки земельных территорий внутри границ муниципальных образований. Они представлены на официальных сайтах администраций.

Земли муниципалитетов, в соответствии с ПЗЗ, поделены на отдельные территориальные зоны (меньшие территории). Каждая из зон объединяет находящиеся на её территории

  • ЗУ физических и юридических лиц
  • ЗУ, относящиеся к муниципальной или государственной собственности.

У них примерно равные назначения и условия застройки, например:

  • территориальные жилые зоны:
  • территориальные общественно-деловые зоны
  • территориальные производственные зоны

Функции территориальной зоны отражены в её градостроительном регламенте. Он конкретизирует правила застройки участков внутри каждой территориальной зоны.

Территориальные зоны отображаются:

  • в генеральном плане муниципального образования
  • на карте градостроительного зонирования.

Зоны в них выделяются разными цветами. По ним несложно определить их границы. В экспликацииях к схемам можно узнать наименование зон и перечень ВРИ входящих в них земельных участков.

Примечание

Для отдельных территорий, находящихся внутри территориальных зон, градостроительные регламенты не устанавливаются:

  • территории зелёных насаждений общего пользования
  • с/х угодия в составе земель сельхозназначения
  • земли, покрытые поверхностными водами
  • земли лесного фонда
  • земли особо охраняемых природных территорий
  • земли запаса

Действие градрегламентов не распространяются на земельные участки:

  • в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ
  • в границах территорий памятников или ансамблей, являющихся вновь выявленными объектами культурного наследия
  • в границах территорий общего пользования
  • занятые линейными объектами
  • предоставленные для добычи полезных ископаемых

Изменение вида разрешённого использования всех таких территорий и участков запрещено.

По заявлению об изменении их ВРИ будет дан отказ и указана одна или несколько причин, раскрывающих несоответствие планируемого вида тем, что возможны к использованию:

  • в водоохраной, прибрежной полосе
  • в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия
  • в придорожной полосе существующих и проектируемых дорог, территорий общего пользования
  • в охранной зоне объектов культурного наследия

Более подробные сведения о мотивах отказов изложены ниже.

Получить официальную информацию о вхождении или не вхождении участка в такие территории и зоны можно через выписку из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).

Читайте также:  Штраф за пересечение двойной сплошной разметки

Вид разрешённого использования (ВРИ) каждого участка – один из параметров градостроительного регламента. Он показывает:

  • как может эксплуатироваться земельный надел
  • какие объекты можно строить на нём
  • возможно или нет строительство на участке вообще

ВРИ участка можно изменять только в пределах тех вариантов, что установлены для территориальной зоны, к которой относится земельный надел. Нужно выбратть из них тот, что подходит под будущую цель.

Те ВРИ участков и объекты капитального строительства, что не предусмотрены в территориальной зоне, являются неразрешёнными.

Порядок перевода — примеры

Сам порядок достаточно прост и не предусматривает уплату каких-либо пошлин. Необходимо подать заявление в уполномоченный муниципальный орган, предоставить заявление (ходатайство), документы на собственника (его согласие, если обращается не сам владелец). В самом ходатайстве необходимо указать кадастровый номер, категорию и обоснование перевода: цель, необходимость использования в составе испрашиваемой категории, финансово-экономическое обоснование.

Куда обращаться непосредственно? К примеру, в Приказе Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 17.12.2013 N 34 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Прием и рассмотрение ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую».

Сроки рассмотрения ходатайства о переводе земель

На уровне муниципалитета ходатайства о преобразовании категорий земель рассматриваются в срок до 2 месяцев. Обращения о переводе земель, находящихся под контролем органов государственной власти субъекта РФ, проходят рассмотрение не менее 3 месяцев с даты принятия.

По результатам выносится одно из следующих решений:

  • удовлетворить ходатайство и выдать разрешение на перевод земель сельскохозяйственного назначения в категорию участков поселений;
  • отказать в ходатайстве и оставить статус земельного участка прежним.

Оформленное решение в виде акта направляется инициатору перевода земли в срок, не превышающий 14 дней.

В тексте акта указывается следующая информация:

  • мотивированное обоснование принятого решения;
  • основные характеристики земельного участка;
  • действующее и желаемое целевое использование.

Перевод земли из сельскохозяйственного назначения в ИЖС

Перевод земельного участка из категории сельскохозяйственного назначения в ИЖС – регламентированная законом процедура, благодаря которой этот участок будет включен в зону поселения. Такое изменение помогает значительно повысить кадастровую стоимость земли, получить ряд преимуществ: возможность прописки, более развитая инфраструктура и многое другое. Перевод таких участков в ИЖС не всегда целесообразен, собственник должен доказать обоснованность и целесообразность такой процедуры, в случае необходимости – самостоятельно выплатить все недоимки.

Если в документах по переводу земельного участка сельскохозяйственного назначения указана в целях ИЖС, то процедура перевода будет достаточно долгой и сложной. Она регламентируется Федеральным Законом №172, окончательное решение принимается областной администрацией. Если земельный участок уже находится в границах поселения, описанных в генеральном плане, то может потребоваться смена вида разрешённого использования в порядке заявления. Тогда собственник может придать своему участку тот вид разрешённого использования, какой он должен быть согласно генеральному плану. Если же в случае перевода вашего участка под ИЖС он окажется в перечне условно-разрешенных либо вспомогательных, необходимо проводить публичные слушания.

Какую землю сельхозназначения не получится перевести в земли населенных пунктов?

Законом предусмотрены ситуации, когда перевод земель сельхозназначения в состав населенных пунктов невозможен. Существует абсолютный запрет, который нельзя обойти, и есть относительные запреты, когда допускается перевод земель при определенных обстоятельствах. К первой категории относят следующие ситуации:

  1. Участок имеет статус особо ценной территории с/х назначения, либо обладает повышенной сельскохозяйственной продуктивностью – сделать его частью населенного пункта не получится;
  2. Кадастровая стоимость надела более на 50% превышает средний показателя по региону – без уменьшения кадастровой цены перевод запрещен.
  • Экологическая экспертиза определила, что изменение категории надела повлечет негативные последствия для окружающей среды – такой участок нельзя переносить в границы муниципалитета. Запрет снимается, если представить доказательства отсутствия негативного влияния.
  • При ограничениях, обозначенных в правовых актах муниципалитета, перевод тоже невозможен. В этой ситуации надо сначала внести изменения в нормативную базу населенного пункта, а потом обращаться за изменением категории.

Участок сельскохозяйственного назначения, находящийся на удалении от населенного пункта, нельзя сделать его частью. Либо местоположение надела иным образом препятствует расширению границ муниципального образования.

Нельзя перевести в земли населенных пунктов и те участки сельхозназначения, в отношении которых законом или судом установлен запрет на данную процедуру. Чтобы достоверно узнать возможность изменения категории надела, обратитесь за консультацией к профильным юристам. Специалисты нашей компании проверят участок и устранят ограничения, если это возможно.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...