Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нецелевое использование жилого помещения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Объекты, не предназначенные для проживания людей, тоже могут иметь назначение по цели использования. Как следствие, собственники или пользователи данных помещений также должны соблюдать установленные нормы.
Ответственность за нецелевое использование помещения нежилого типа.
Так, например, предназначенные площади для складирования или розничной торговли не могут быть использованы для организации на них точек общественного питания (баров, ресторанов и т.д.)
Если правила использования нежилого помещения не соблюдаются, то виновного могут наказать следующим образом:
- Если нарушены требования санитарии, то привлечение к ответственности осуществляется по статься КоАП № 6. 3, 4.
- Досрочное расторжение договора аренды, если в наличии факт нарушения его условий арендатором. Что оговаривается статьями Гражданского Кодекса.
- Возмещение причиненного ущерба собственности, а также морального вреда физическим и юридическим лицам.
Инструкция изменения функционального предписания
Изменить целевое назначение может собственник объекта недвижимости, а также арендатор по согласованию с владельцем, при этом существует два варианта, как изменить целевое назначение нежилого помещения:
- Перевод объекта в жилой (соответственно главе 3 ЖК РФ).
- Изменение вида деятельности.
Основные этапы перепрофилирования помещения:
- составление проекта;
- согласование его с городскими службами (горводоканал, СЭС, МЧС и т.д.);
- подготовка документов и предоставление их в уполномоченные органы госуправления;
- проведение работ, соответствующих проектной документации и сдача здания в эксплуатацию;
- оформление технического паспорта представителем БТИ;
- получение нового кадастрового паспорта;
- обращение в регистрационный орган для получения нового свидетельства о праве собственности.
Постановление АС ДВО от 14.02.2018 № Ф03-5682/2017 по делу № А04-6086/2017
Суть спора. Администрация города одного из субъектов РФ обратилась в суд для признания незаконным и отмене акта по результатам контрольного мероприятия по проверке целевого использования средств областного бюджета, выделенных на финансовое обеспечение государственных полномочий по компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов для населения, бюджету муниципального образования. В акте проверке отмечено, что администрацией в пользу теплоснабжающих организаций в проверяемый период перечислялись субсидии, исчисленные исходя из завышенных объемов услуг по теплоснабжению, что расценено как нецелевое использование бюджетных средств.
Позиция суда. Рассматривая материалы проверки, суд указал следующее.
Законом субъекта РФ (Закон Амурской области от 24.12.2012 № 131-ОЗ «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель теплоснабжающим организациям для населения Амурской области») устанавливается порядок компенсации теплоснабжающим организациям выпадающих доходов, возникающих в результате реализации тепловой энергии (мощности), теплоносителя по льготным тарифам.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 данного закона выпадающие доходы теплоснабжающих организаций определяются как разница между экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, установленным теплоснабжающей организации для населения области, и льготным тарифом для населения области, умноженная на объем фактически оказанных населению услуг по теплоснабжению жилищного фонда по льготному тарифу.
Компенсация выпадающих доходов теплоснабжающим организациям осуществляется путем предоставления субсидий на основании заключенных между органами местного самоуправления и теплоснабжающими организациями договоров на компенсацию выпадающих доходов. Финансовое обеспечение данных полномочий осуществляется за счет субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам. Указанные средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Таким образом, субвенции, предоставляемые из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, за счет которых предоставляются субсидии из местного бюджета теплоснабжающим организациям, предназначены для компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Hapушeния иcпoльзoвaния жилья нe пo нaзнaчeнию мoгут уcтaнaвливaтьcя paзными cпocoбaми. Пepиoдичecки пoдoбныe фaкты выявляютcя в peзультaтe зaплaниpoвaнных, a тaкжe внeплaнoвых пpoвepoк пpaвooхpaнитeльных opгaнoв и жилищными инcпeкциями.
Bмecтe c тeм, имeют мecтo быть oбpaщeния житeлeй coceдних квapтиp c жaлoбaми нa нapушитeлeй. Taких пpeтeнзий, кaк пpaвилo, бывaeт дocтaтoчнo для opгaнизaции пpoвepки пo мecту нaхoждeния oбъeктa, в хoдe кoтopoй пoдтвepждaeтcя нeцeлeвoe иcпoльзoвaниe пoмeщeния. Ha ocнoвaнии выявлeнных нapушeний oфopмляeтcя пpoцeccуaльный пpoтoкoл.
Coбpaнныe мaтepиaлы пo aдминиcтpaтивнoму пpaвoнapушeнию oтпpaвляютcя нa paccмoтpeниe миpoвoму cудьe. B хoдe пoдpoбнoгo изучeния вceх oбcтoятeльcтв уcтaнaвливaeтcя фaкт винoвнocти гpaждaнинa, a тaкжe нaзнaчaютcя штpaфныe и иныe caнкции.
Cтoит oтмeтить, чтo нaкaзaния пpимeняютcя зa кaждый фaкт иcпoльзoвaния жилья нe пo нaзнaчeнию. Бoлee тoгo, пpи нeoднoкpaтнoм пoвтopeнии нapушeния, нaнeceнию ущepбa пoмeщeнию мoжeт пoвлeчь изъятию oбъeктa в пpинудитeльнoм пopядкe нa ocнoвaнии cудeбнoгo peшeния.
B cлучae пopчи квapтиpы и cиcтeмaтичecких нapушeниях
винoвникa пpивлeкут к oтвeтcтвeннocти и oбяжут:
- Bepнуть cocтoяниe пoмeщeния к иcхoднoму.
- Koмпeнcиpoвaть имущecтвeнный ущepб, a тaкжe мopaльный вpeд, пpичинeнныe coceдним жильцaм.
- Пpинудитeльнo pacтopгнуть coглaшeниe coциaльнoгo нaймa c пocлeдующим выceлeниeм нapушитeлeй.
Неправомерным расходованием бюджетных средств контролеры называют и необоснованные закупки. То есть неправомерной признаются оплата закупок, которые осуществлены без обоснования начальной (максимальной) цены контракта и способа определения поставщика, проведены не на основании плана-графика; оплата контрактов, информация по которым не размещена в ЕИС в реестре контрактов. При этом учреждениям и непосредственно руководителям учреждений выставляются требования вернуть неправомерно потраченные средства в бюджет.
Такие требования контролеров пока не всегда поддерживаются судами. Суды указывают на то, что обнаруженные в ходе проверки нарушения не являются бюджетными. К полномочиям финансового органа относится выдача предписания по устранению бюджетных нарушений, а не любых нарушений (в частности, гражданского, трудового законодательства), не относящихся к бюджетным. Следовательно, контролеры не вправе требовать от учреждения (а тем более от его руководителя) вернуть денежные средства. Но приходится констатировать, что бывают и другие судебные решения.
Совсем недавно суды подчеркивали, что «при условии соответствия расходов бюджетных средств плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также выполнения объемов государственного задания и обеспечения своевременности и полноты выплат, непосредственно связанных с оказанием услуг и выполнением работ, включенных в государственное задание, учреждение вправе расходовать средства субсидии на выполнение государственного задания по своему усмотрению» ( См., в частности, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 марта 2016 года по делу № А17-2519/2015.). Такие выводы были основаны на изменениях законодательства, осуществленных в рамках бюджетной реформы, проведенной Минфином России.
Ключевая идея реформы заключалась в том, чтобы переориентировать учреждения с процесса расходования бюджетных средств на достижение результатов своей основной деятельности. В комментариях (комплексных рекомендациях) ( Письмо Минфина России от 22 октября 2013 года № 12-08-06/44036.) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона № 83?ФЗ прямо указывалось: «Основная задача учреждения — выполнить государственное (муниципальное) задание в заданном объеме в соответствии со стандартом (при его наличии) и с должным качеством (если показатели качества установлены), а не израсходовать средства субсидии на государственное (муниципальное) задание ровно по той формуле, по которой она была рассчитана». Подчеркивалось, что Федеральный закон № 83?ФЗ положил начало реализации важнейшей фундаментальной реформы системы оказания государственных и муниципальных услуг, определенной Бюджетным посланием Президента РФ от 25 мая 2009 года.
В частности, Минфин указывал, что остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание могут быть израсходованы учреждением, например, на проведение капитального ремонта имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления (в том числе в дополнение к целевой субсидии, предоставленной учреждению на осуществление капитального ремонта), приобретение оборудования, осуществление приносящей доход деятельности, повышение заработной платы сотрудникам учреждения. Единственное условие — направления расходования этих остатков соответствуют целям деятельности учреждения, утвержденным в его уставе. Предполагалось, что использование субсидий осуществляется учреждениями в соответствии с планом их финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), составляемым и утверждаемым в установленном порядке. И если учреждение определило направление использования средств в ПФХД, то такое расходование средств является целевым и правомерным.
Однако сегодня многие органы финансового контроля считают иначе. Несмотря на то что средства потрачены учреждением в полном соответствии с ПФХД, контролеры настаивают на неправомерности такого расходования средств. Выполнение государственного (муниципального) задания не является для них основанием признать право учреждения самостоятельно распределить остаток субсидии. Сегодня произошло фактическое отождествление новых типов государственных и муниципальных учреждений (бюджетное и автономное) со старым типом (бюджетное, аналогом которого стало казенное учреждение) и унификация требований к ним в части целевого использования средств. При отсутствии изменения уголовного законодательства действия должностных лиц автономных и бюджетных учреждений, не являющихся получателями бюджетных средств, называются преступлениями. Законодательное определение понятия «получатель бюджетных средств» заменяется обыденным разумением: если получил, значит, получатель.
Все это привело к росту случаев квалификации расходов автономных и бюджетных учреждений как нецелевое, неэффективное или неправомерное использование средств. Что, в свою очередь, может являться стимулом для роста коррупции и определенно вызывает сомнения в целесообразности проведенной Минфином России бюджетной реформы.
Использование нежилого помещения не по назначению
Указанные санкции будут применяться за каждый выявленный случай нецелевого использования, а при систематической порче или повреждении объекта может грозить принудительное изъятие квартиры. Процедура принудительного изъятия проводится только при отказе (уклонении) устранить выявленное нарушение и привлечении к административной ответственности.
Согласно положениям национального стандарта Российской Федерации «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования. ГОСТ Р 51185-2008», утв.
К числу субъектов ответственности по указанной норме относятся лица, являющиеся собственниками, землепользователями и арендаторами земельных участков.
Суд признал несостоятельными доводы собственника земельного участка о том, что юридическое лицо не может являться субъектом административного правонарушения, так как строения переданы в аренду, а арендатор в силу договора обязан соблюдать целевое назначение при использовании земельного участка.
Размещение офисов в таких бизнес-центрах и деловых центрах может повлечь административную ответственность.
Когда соседи используют дом, участок или квартиру не по назначению и такое использование влечет нарушение прав одного и более лиц, необходимо фиксировать данные обстоятельства всеми возможными способами.
Судебная практика по этому вопросу неоднозначная. В одних случаях суды считают, что земельный участок используется по целевому назначению, когда площадь сдаваемых в аренду помещений незначительная (как правило, не более 20% от общей площади здания).
Использование помещения не по назначению
Особое внимание стоит уделить использованию помещений в коммерческих целях. С одной стороны, собственник вправе делать со своим имуществом все, что захочет. Но его действия ограничены правами иных лиц. Неправильное распоряжение объектом может повлечь за собой негативные последствия.
Если планируется перевод жилья в коммерческое помещение, стоит обсудить с соседями, какие их права могут быть нарушены переводом квартиры в нежилую. Необходимо разъяснить им, что их положение не изменится, рассказать, какая именно деятельность будет вестись.
Даже если перевести квартиру в нежилой фонд, использовать ее без ограничений не получится. Нельзя будет открыть на этой территории промышленное производство. В любом случае придется соблюдать иные нормы — запрещающие курение, требующие соблюдения санитарных норм, технических правил.
Основная опасность, которая кроется в использовании помещения не по назначению — угроза повреждения общего имущества. Использование промышленных приборов может привести к разрушению стен и оснований из-за вибраций, открытие гостиницы влечет шум и нарушение правил со стороны жильцов.
При проживании в квартире и ведении коммерческой деятельности нужно учитывать права соседей. К нарушителям будут применяться различные санкции, чаще всего — штрафные. Пожаловаться на соседа можно в полицию, суд, Прокуратуру и Роспотребнадзор. Все зависит от типа нарушения и его особенностей.
Получить юридическую помощь можно на нашем сайте.
Понятия прямого и функционального использования
Целевое назначение – это отметка в регистрационных документах нежилого помещения, характеризующая его статус. Целевое назначение напрямую указывает, каким образом можно эксплуатировать конкретную нежилую площадь.
Так, в проектных документах зданий, может быть сделана отметка о том, что конкретные помещения должны быть оборудованы и использованы как аптеки, магазины, парикмахерские, офисы, стоматологические кабинеты и т.д. При этом они должны быть оборудованы по всем санитарным и пожарным нормам.
Важно! С одной стороны, такое планирование препятствует хаотичному развитию торговых точек, и регулирует конкуренцию. С другой стороны, нежилой объект получает ярлык, а с ним жесткое ограничение его дальнейшего использования, что уменьшает спрос на него в разы.
Функциональное назначение заложено в технических характеристиках самого помещения и его изменение носит другой характер. Если целевое назначение может быть номинально установлено в документах, то функциональное назначение продиктовано месторасположением объекта, его отделкой, его площадью и др, и поэтому смена назначения такого помещения более трудозатратно.
В данном случае, кухня должна соответствовать всем требованиям законодательства. Например, быть оборудована соответствующей вентиляцией, отделана подходящей кафельной плиткой. Использование нежилых помещений имеет широкий спектр. От аптеки и магазинов до спортзала и медицинских учреждений. Поэтому предъявление требований к обустройству помещений варьирует к каждому виду использования. Таким образом, изменить функциональное назначение вы можете, вопрос лишь, как это сделать с меньшей потерей денег и сил.
Ответственность за нецелевое использование помещения нежилого типа.
Объекты, не предназначенные для проживания людей, тоже могут иметь назначение по цели использования. Как следствие, собственники или пользователи данных помещений также должны соблюдать установленные нормы.
Так, например, предназначенные площади для складирования или розничной торговли не могут быть использованы для организации на них точек общественного питания (баров, ресторанов и т.д.)
Если правила использования нежилого помещения не соблюдаются, то виновного могут наказать следующим образом:
- Если нарушены требования санитарии, то привлечение к ответственности осуществляется по статься КоАП № 6. 3, 4.
- Досрочное расторжение договора аренды, если в наличии факт нарушения его условий арендатором. Что оговаривается статьями Гражданского Кодекса.
- Возмещение причиненного ущерба собственности, а также морального вреда физическим и юридическим лицам.
Имущественная ответственность
Административные штрафы – мера ответственности перед государством, она не освобождает от выплаты компенсаций за имущественный и моральный ущерб. Материальные убытки оплачиваются в полном объеме.
Кроме того, гражданин, который хотя бы три раза привлекался к ответственности за нарушения жилищного законодательства в административном порядке, может лишиться жилья.
В законе указывается на неоднократные нарушения, на практике обычно достаточно 3 раз в течение года. Учитывается тяжесть нарушений и иные обстоятельства.
Если он получил его от государства, то договор на право пользования с ним расторгается через суд, его же выселяют без права на получение иного жилья.
Если жилье приватизировано, то закон предполагает право государства выкупить его, а гражданина выселить. Наличие долгов или иных обязательств, если имеется единственный объект недвижимости для проживания, лишает государства возможности продать его, а остаток денег передать бывшему собственнику. Налицо противоречие в законодательстве, и пока что его не устранили.
Ответственность за нецелевое использование нежилых помещений
Нежилой объект также может иметь определенное целевое назначение, которое должны соблюдать собственники или временные владельцы.
За указанные нарушения могут наступать следующие виды ответственности:
- статьи 6.3 и 4 КоАП РФ предусматривают санкции за нарушение санитарно-эпидемиологических требований и правил для объектов недвижимости;
- по нормам ГК РФ допускается досрочное расторжение арендного договора, если арендатор допустил существенное нарушение его условий (в том числе, произвольно изменил целевое назначение объекта);
- нарушитель обязан компенсировать имущественный и моральный вред, причиненный гражданам, предприятиям или публичным образованиям.
Все перечисленные меры воздействия связаны с обращением в суд, а до подачи иска или жалобы нужно направить в адрес нарушителя письменное предупреждение.
Штраф за нецелевое использование жилого помещения.
Наиболее частые случаи нарушения цели эксплуатации жилого объекта встречаются в многоквартирных сооружениях. Комнаты и квартиры в них определены исключительно для проживания людей. Однако, в ряде ситуаций владельцы используют площади в качестве коммерческих помещений. Например, на первых этажах домов открываются магазины, кафе, салоны красоты или же просто квартиры отводятся под складские помещения.
Жилищный кодекс России допускает подобное использование квартир, но только после процедуры перевода объекта в статус нежилого помещения. При этом должны быть соблюдены следующие условия:
- Комната или квартира располагается только на первом этаже здания или все помещения под ним являются нежилыми;
- Должен отсутствовать доступ из переводимого помещения к жилым;
- Строение не должно входить в состав социально используемых;
- Соблюдение норм санитарии;
- Получено разрешение от местной администрации и собственников дома;
- Целью перевода в нежилой фонд не должна быть религиозная деятельность;
- Не допускается капитальное изменение конструкции помещения, влияющее на устойчивость самого здания.
Нарушение правил пользования жилым помещением
Квартиры и комнаты в многоквартирных зданиях предназначены для единственной цели – проживание граждан. ЖК РФ позволяет перевести в состав нежилых помещений квартиры и комнаты, расположенные на первых этажах дома, однако для этого необходимо соблюсти санитарно-эпидемиологические требования и получить разрешение собственников МКД и местных властей.
Если жилье используется для иных целей (например, для несанкционированного размещения магазина или производственного объекта), ответственность наступает по следующим направлениям:
- статья 7.21 КоАП РФ устанавливает штраф за любые случаи нецелевого использования жилых помещений – сумма санкции составит от 1000 до 1500 рублей, либо предупреждение;
- нарушитель будет обязан восстановить исходное состояние объекта, если нецелевая эксплуатация повлекла изменение конфигурации, воздействие на несущие конструкции и т.д.;
- по ГК РФ владелец помещения будет отвечать за причинение ущерба жильцам смежных квартир или комнат, в том числе путем компенсации морального вреда.
Для этого обеспечивается соблюдение санитарно-эпидемиологических норм, осуществляется согласованная перепланировка с обустройством, оформляется разрешение Роспотребнадзора и муниципальных ведомств.
Факты нецелевого использования жилых объектов могут выявляться в результате плановых или внеочередных проверок органов прокуратуры, жилищной инспекции. Кроме того, обратиться по данным фактам могут владельцы смежных квартир и иные заинтересованные лица. При подтверждении факта размещения в квартире торговой точки или осуществление иной нецелевой деятельности, составляется процессуальный протокол.
Протокол, а также иные материалы административного дела, направляются в мировой суд для рассмотрения по существу. По итогам процесса выносится постановление с объявлением предупреждения или наложением штрафа.
Ответственность по нормам ГК РФ и ЖК РФ наступает по следующим направлениям:
- восстановление исходного состояния объекта за счет нарушителя, если в характеристики объекта были внесены несогласованные изменения;
- компенсация имущественного и морального вреда гражданам, проживающим в смежных помещениях;
- принудительное расторжение договора соцнайма с выселением граждан – если нарушение носит систематический характер, и не было устранено после письменного предупреждения.
Какие санкции и штрафы грозят за нецелевое использование помещения
Объекты, не предназначенные для проживания людей, тоже могут иметь назначение по цели использования. Как следствие, собственники или пользователи данных помещений также должны соблюдать установленные нормы.
Так, например, предназначенные площади для складирования или розничной торговли не могут быть использованы для организации на них точек общественного питания (баров, ресторанов и т.д.)
Если правила использования нежилого помещения не соблюдаются, то виновного могут наказать следующим образом:
- Если нарушены требования санитарии, то привлечение к ответственности осуществляется по статься КоАП № 6. 3, 4.
- Досрочное расторжение договора аренды, если в наличии факт нарушения его условий арендатором. Что оговаривается статьями Гражданского Кодекса.
- Возмещение причиненного ущерба собственности, а также морального вреда физическим и юридическим лицам.
Итак, за нецелевое использование помещения нарушитель привлекается к административной ответственности. В досудебном порядке должностные лица вправе давать лишь предупреждение. А вот, в случае составления протокола и передачи дела в суд ответчика обяжут выплатить штраф, устранить указанные недостатки и возместить причиненный ущерб. Конечно, размер штрафа не так велик, однако, при регулярных аналогичных нарушениях наказание будет значительно строже, вплоть до лишения собственности.
Помимо ответственности за правонарушение, о которой мы поговорим ниже, данное выявленное действие несет правовые и фактические последствия. Они зависят от уровня и формы совершенного нецелевого применения денег, предоставленных бюджетом:
- Нарушение цели допущено одним из финансовых органов или представителей:
- главным распорядителем;
- распорядителем;
- получателем бюджетных средств.
- Ошибки в межбюджетном финансировании: на цели одного бюджета направлены деньги из другого. Ошибочно внесенные финансы будут взысканы из бюджета, который получил их неправомерно, плюс плата за их использование. Также может быть приостановлена или сокращена программа данных финансовых трансферов.
При выявлении часть финансовых полномочий нарушителя передается уполномоченному по тому или иному бюджету.
Что делать, если сосед использует жилье не по назначению?
Согласно п.п.15 п.1 ст.7 Федерального Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» под назначением здания понимается «нежилое здание», «жилой дом» или «многоквартирный дом». И назначение может быть изменено только в порядке, определенном федеральным законом. Смена же наименования (торгово-гостиничный комплекс, административное здание) в сведениях кадастрового учета возможна по желанию правообладателя на основании технического плана, подготовленного кадастровым инженером. Для этого собственник объекта недвижимости должен обратиться к кадастровому инженеру о подготовке технического плана, а затем в орган кадастрового учета с заявлением о внесении изменений в сведения кадастрового учета, приложив технический план с новым наименованием. После внесения сведений о смене наименовании в государственном кадастре недвижимости собственнику необходимо обратиться в соответствующий орган Росреестра с заявлением о внесении изменений в сведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выдаче нового свидетельства. Такие действия носят платный характер. Какой-либо ответственности за использование здания не в соответствии с его наименованием действующее законодательство не предусматривает. Собственник сам вправе определять какое наименование объекта ему указывать, изменять ли его, или вообще не использовать какое-либо наименование.
Читать дальше: Материнский капитал под строительство частного дома
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»
.
«В соответствии с пунктом 29 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре), в государственный кадастр недвижимости вносится наименование здания, сооружения, определяемое порядком ведения государственного кадастра недвижимости, при наличии такого наименования. Данная норма вступила в силу с 01.10.2013.
Далее важно получить заключение Роспотребнадзора, так как именно этот орган ведает сан. эпид. разрешениями, без бумаги от этого органа невозможно начать эксплуатацию предприятия общепита, магазина и т.п. В БТИ нужно заказать планы ниже- и вышерасположенных помещений.
Нежилой дом может иметь назначение предприятия общественного питания, как кафе, ресторан, бар.
Однако, должна быть в наличии помещения, использующиеся для приготовления пищи, хранения и нарезки продуктов, должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам – быть облицованными глазурованной керамической плиткой, иметь специальное покрытие полов и пр.
Помещения, расположенные в зданиях, сооружениях и многоквартирных домах, могут быть двух видов:
Под жилым понимается помещение, предназначенное для проживания людей. Это квартиры, дома, комнаты.
Под нежилыми понимаются помещения, предназначенные для коммерческой, предпринимательской или производственной деятельности. В них не могут проживать люди.
Право на жилье относится к конституционным правам гражданина. Каждый человек имеет право на наличие жилища. Закон охраняет его неприкосновенность.
Использование жилого помещения для коммерческого использования возможно в ограниченном режиме. Ответственность за эксплуатацию квартиры не по назначению несет собственник или арендатор.
Помещения, расположенные в зданиях, сооружениях и многоквартирных домах, могут быть двух видов:
- жилые;
- нежилые.
Под жилым понимается помещение, предназначенное для проживания людей. Это квартиры, дома, комнаты.
Под нежилыми понимаются помещения, предназначенные для коммерческой, предпринимательской или производственной деятельности. В них не могут проживать люди.
Право на жилье относится к конституционным правам гражданина. Каждый человек имеет право на наличие жилища. Закон охраняет его неприкосновенность.
Использование жилого помещения для коммерческого использования возможно в ограниченном режиме. Ответственность за эксплуатацию квартиры не по назначению несет собственник или арендатор.
Среди услуг, которые можно осуществлять в квартире, можно выделить:
- оказание юридических, преподавательских, бухгалтерских услуг;
- швейное дело, вязание, вышивка;
- рисование, скульптура, создание инсталляций;
- ювелирное дело.
Перечень не является окончательным.
Нецелевое использование бюджетных средств
Закон не дает точного определения, какие виды деятельности разрешены в жилом помещении. На основании анализа практики можно сделать вывод, что запрещается деятельность, которая нарушает права жильцов.
Инфраструктура многоквартирного дома или соседних частных домов не должна получать ущерб от действий предпринимателя. К проблемам можно отнести перебои с водоснабжением, перегрузки электрической сети.
Квартира или жилой дом предназначены для проживания граждан. Его нельзя считать подходящим для любых видов деятельности.
В жилом помещении нельзя использовать предметы, являющиеся источником повышенного шума, принимать инфекционных больных. Закон запрещает организовывать офисы предприятий в квартирах. Для этого потребуется нежилое помещение.
Закон устанавливает ответственность за нарушение правил использования жилых помещений. Под нецелевым понимается использование нежилого помещения для проживания людей, а жилого – для коммерческой, предпринимательской или производственной деятельности.
Предусмотрены следующие санкции за нарушение целевого использования:
- административная ответственность;
- имущественная ответственность;
- уголовная ответственность.
КоАП предусматривает наказание в виде штрафа за следующие правонарушения:
- проведение перепланировки собственником помещения;
- проведение работ по перепланировке без получения согласия владельца;
- самовольное подключение к электросетям;
- самовольное подключение к водоснабжению или канализации.
Ответственность за несогласованные работы по перепланировке для физических лиц составит от 1500 до 2 000 р. Те же действия, совершенные должностным и юридическим лицом, подлежат наказанию в виде штрафных санкций от 4 000 до 50 000 р. Размер штрафов указывается по состоянию на 2018 год.
Если действия гражданина, направленные на нецелевое использование жилого помещения, повлекли вред здоровью для соседей или членов семьи, лицо может быть привлечено к уголовной ответственности.
Необходимо обратить внимание, что к уголовной ответственности привлекается конкретный гражданин, а не предприятие в целом.